АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД

 

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

 

Епископ Иларион Манхэттенский

 

Воскресенье жен Мироносиц 1992.

 

Ответы на вопросы прихожан Православного прихода в Саморвилле, Южная Каролина.

1. Существуют ли какие-то возражения со стороны Синодального народа (мирян, священников, епископов) против вмешательства в Россию?

Часть мирян наивно полагает, что поскольку Россия "свободна", то нет никаких причин, препятствующих объединению с Московской патриархией. Немногие из духовенства принимают это же мнение (самые известные из них были запрещены и вследствие этого покинули нашу Церковь и перешли в Автокефальную церковь Америки). Все епископы ощущают, что приняли правильное решение, допуская в иерархию тех, кто отказывается вступать в общение с Московской патриархией. Миряне, которым неудобна наша экклезиологическая позиция, это в основном те люди, кто не затратил время на исследование сущности и дел Московской Патриархии, и кто закрывал свои уши и не слышал наши архиерейские предупреждения последних десятилетий. Вероятно, они делают основной упор на национализм, а не на то, что способствует благополучию Церкви. Невозможно дать даже приблизительное процентное соотношение членов РПЗЦ, придерживающихся этого мнения. Я бы назвал 5% от общего числа наших прихожан.

2. Все ли катакомбные церкви за присутствие Синода в России или поддерживают его? Если нет, то почему?

Не все катакомбные общины отозвались благосклонно на наши инициативы. Их негативная реакция главным образом вызвана тем фактом, что мы не согласились немедленно принять их всех как законную церковную иерархию. Многие маленькие группы, составляющие Катакомбную Церковь не имеют иерархов с (полной) действительной апостольской преемственностью. Мы предложили дополнить их хиротонии через хиротесию, как мы это делали для Митрополита Каллистоса Коринфского и Митрополита Епифания Кипрского в начале 1970-ых гг., но большинство групп восприняли это как неуважение (оскорбление) жизни в условиях гонений и борьбы, которую они вели, и они предпочли продолжать, как и прежде, служение, не обращая внимание на дефекты их рукоположений. Также некоторые протестуют против нашего отказа объявить Московскую патриархию лишённой благодати.

3. Почему была написана анафема 1984 г.?

Текст анафемы был составлен в Свято-Преображенском монастыре, и предоставлен епископу Григорию [Граббе - ред.] с предложением включения его в Чин Православия. Текст анафемы был переведён на церковно-славянский с английского и доставлен в Архиерейский Синод для обсуждения.

4. Почему позже она была убрана?

Анафема не была убрана, хотя часто слышится это измышление врагов РПЗЦ. Все епископы нашей Церкви согласны, что, как определяет анафема, экуменизм – это ересь, но не все удовлетворены словами текста, составленного Свято-Преображенским монастырём. Некоторые епископы поняли, что текст анафемы не будет официально принят до тех пор, пока их возражения не будут посланы (например, некоторые чувствовали, что стиль анафемы слишком запутанный и затемняет смысл); епископ Григорий, бывший тогда Секретарём Синода, решил, что текст анафемы был принят и опубликовал его в нашем Церковном журнале. Результатом этого fait accompli стало то, что ряд епископов отказался внести анафему в Чин Православия...

<...> Во всяком случае, ересь "теории ветвей" анафематствуется нашими иерархами. Однако, как в случае и с другими анафемами, мы не устраиваем показного размахивания анафемами пред лицом тех, к кому они могут быть применены.

5. Каковы (её) практическое применение и воздействия?

 

Как заявил тогда Архиепископ Виталий [Устинов - ред.] Монреальский, когда анафема впервые была использована, цель этой анафемы прежде всего и более всего – подчеркнуть для нашей собственной паствы, что эта мнимая концепция сущности Церкви есть ересь, и её нужно избегать любой ценой. Что касается того, насколько она затрагивает тех, кто принадлежит другим Православным Церквям, то он верит, что они будут судимы по их отношению к этой анафеме. Коренное различие между тем, как видят и применяют эту анафему РПЗЦ и наиболее фанатичные из греков-старостильников. Мы рассматриваем анафему как средство призыва заблудших к Святой Церкви, указывая их заблуждения, в то время как более неумеренные греки относятся к ней как аппарату исключения других из Церкви.

6. Был ли какой-нибудь ответ из других юрисдикций на Скорбное послание Митрополита Филарета?

По нашим сведениям, ни ответа, ни уведомления не было получено от иерархов, которым направлено было послание, хотя Александр Шмеман из ПЦА написал то, что он рассматривал как опровержение одного из посланий и что опубликовано в ежеквартальнике Св. Владимирской Семинарии.

7. Позволено ли что-либо (межюрисдикционное) на разных уровнях: для мирян, низшего духовенства, высшего?

В силе общий принцип – общение с Православными группами, втянутыми в экуменическое движение; не разрешается. Конечно, епископы могут в индивидуальных случаях применить принцип икономии, если они полагают, что это будет полезно для Церкви, или для людей. Священники не должны нарушать общий принцип без позволения епископа. Однако, есть случаи, когда священники действуют односторонне и вызывают скандалы. Это ни коим образом не отменяет общий принцип.

8. Почему столь мало образование в вопросах экуменизма? Будет ли что здесь изменено?

В РПЦЗ нет стандартного подхода к образованию паствы. Послания рассылаются во все приходы священникам с тем, чтобы они прочитывали их мирянам. В церковной периодике появляются статьи. Если экуменизм и не был особо выделен среди других ересей, окружающих Церковь в эти печальные времена, то это произошло потому, что мы ориентируемся на низшее духовенство и мирян, для которых этот вопрос не является столь острым, как для других Православных Церквей, заражённых ядом экуменизма. Что касается изменения путей и средств обучения паствы, то это требует приложения огромных усилий со стороны церковных властей. Я должен признать, что не могу предвидеть значительных изменений в этой области.

9. Позиция по отношению благодати в Новокалендарных церквях?

Когда Новый календарь начал вводиться в 1930-ых и <...>, РПЦЗ хотя активно и громогласно выступала против нововведения, но не прервала общения с Церквями, принявшими Новый календарь. Здесь в Америке в 1950-ых РПЦЗ сохраняла тёплые и сердечные отношения с Антиохийской Церковью (например, Архиепископ Виталий Максименко) участвовал в рукоположении Митрополита Антония (Башир) Антиохийского). Мы никогда не заявляли и не подразумевали, что принятие Западного календаря изгоняет благодать из какой-либо Церкви. Это наше убеждение, что хотя Новый Календарь это прискорбный разрыв с Церковью прошлого, тем не менее это разногласие не касается главных догматов и Церковного богословия, как это было бы в случае с ересью. Митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский), которые оба будучи глубокими богословами использовали свой авторитет в Восточных Церквях, выступая против введения Нового календаря, в противном случае признали бы его (новый календарь) ересью.

 

10. Возможность признания того, что нашим людям, принадлежащим к Синоду, позволяется причащаться в новостильных церквях? Мы слышали, это происходило в Атланте. Прекратил ли Русский Синод по всему миру сослужение с новостильниками или прекратили ли новостильники причащаться в церквях Синода?

Общий принцип в том, что наша Церковь советует своим членам не причащаться в приходах церквей, входящих в экуменическое движение, независимо от того используют они старый или новый календарь. В индивидуальных случаях епископ может позволить, применив принцип икономии, своим духовным детям принять причастие в подобных приходах, но такое позволение даётся исключительно на индивидуальной основе. РПЦЗ не прервала немедленно евхаристического общения с церквями, перешедшими на новый календарь, как на это указано в ответе на 9-ый вопрос. Сегодня мы состоим в общении с Сербской патриархией и Иерусалимской. Сербская церковь в ответ на наши беспокойства заверила наших епископов, что несмотря на то, что она является членом Всемирного Совета Церквей, её иерархи твёрдо отвергли "теорию ветвей" Церкви и верят, что Православная Церковь – единственно истинная Церковь Христова, и добавляют, что их участие в ВСЦ основано на практических, политических и социальных делах. Наши епископы верят им на слово.

Если ситуация изменится радикально к худшему, мы, конечно, пересмотрим наше отношение. Здесь мы должны подчеркнуть, что простое членство в ВСЦ недостаточно для того, чтобы кто-то был заклеймён как экуменист, и также чтобы церковь была поставлена вне Единой Церкви Христовой, – это определяется тем, что каждый говорит и делает на конференциях ВСЦ. Мы не устанавливали определённого курса в отношении того, позволять или запрещать таинства для членов новостильных церквей. Каждый епископ сам решает, как лучше всего относиться к таким случаям, кроме того даже в тех епархиях, где этот курс ясно определён – как отказ в причастии новостильникам – имеются случаи икономии.

11. Есть ли изменения в политике Синода по отношению к московским диссидентам?

 

Нет. Мы продолжаем поддерживать церковных диссидентов в выступлениях против злоупотреблений в их политической и социальной системах, и против Московской патриархии. Мы предоставляем им такую информацию, которая сделает нашу позицию ясной, надеясь, что они прийдут к нашему образу мысли. Диссиденты из клира Московской патриархии, даже когда они на словах за Синод, не допускаются до сослужения с нами.

12. Каковы условия, необходимые для осуществления объединения с Московской патриархией?

РПЦЗ выдвинула четыре условия, которые должны быть выполнены перед началом переговоров об объединении. Мы перечисляем их здесь, и порядок перечисления не обязательно должен отражать важность, которую имеет каждое: 1) Московская патриархия должна признать, что её заявления, столь часто произносимые в течение прошлых десятилетий, об отсутствии религиозных преследований (гонений) при Советском режиме, были явной ложью, направленной на то, чтобы скрыть настоящую звериную сущность коммунистического государства. И как проявление своей искренности, в этом признании она должна канонизировать всех новых мучеников большевистских гонений. 2) Московская патриархия должна отказаться и осудить пагубную политику сергианства как чуждую и разрушительную для Церкви. 3) Московская патриархия должна отойти от активного участия в экуменическом движении. 4) Все иерархи и священники Московской патриархии, позволяющие себе служить лишь в качестве пешек КГБ, предавая Св. Церковь и свою паству ради положения и мирской власти, должны покаяться публично и признать свои преступления, и в знак их истинного покаяния они должны отойти от активного участия в управлении Церкви. Когда эти условия будут приняты представителями Московской патриархии, <...> которых мы допускаем, тогда мы сядем и обсудим, как лучше может быть достигнуто объединение.

13. Сослужения, рукоположения.

Наше отношение к сербам соответствует тому, что выражено в ответе на вопрос 10. Достаточно сказать, что отношения с Церковью Сербии может быть состоянием постоянного движения (смены). Архиепископ Марк Берлинский и Германский, получивший высшее теологическое образование на Богословском факультете Белградского университета, сохраняет высокое мнение о Сербской Церкви, тем не менее он не колебался прекратить все отношения с сербским епископом Лаврентием, когда тот был епископом в Германии, и даже принял один или более сербских приходов под свой омофор по причине вопиющих антиканоничных действий этого сербского иерарха. Также новый сербский патриарх Павел недавно принимал участие во встрече глав автокефальных церквей под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея, где было принято совместное их постановление, которое содержит тонко завуалированное осуждение РПЦЗ, а также греческих и румынских старостильников. Будущее прояснение здесь необходимо.

 

14. Позиция в отношении иконы Троицы?

РПЦЗ не издавала официального постановления о допустимости или недопустимости изображения Бога Отца, Первого Лица Святой Троицы. Около десяти лет назад критическая статья тех, кто был против такого изображения, была напечатана в неофициальной части газеты "Церковная жизнь" (на русском языке). Но это явилось отражением не более как мнения тогдашнего руководства редакции, а не решающего мнения иерархии в целом. Ни один иерарх нашей Церкви никогда не издавал постановления о том, что иконографическое изображение Первого лица Троицы необходимо. Напротив, среди духовенства растёт осознание того, что такое изображение – не в главном русле Православного Богословия. Есть надежда, что со временем подобные иконы будут убраны, заменены или переменится восприятие, и Лицо, изображенное на иконах с белой бородой и белыми волосами, будет отождествляться с мистическим образом Христа, Ветхого Деньми, а не Богом Отцом. Это изображение принималось веками на востоке и в Русской Церкви, несмотря на мнение отцов Седьмого Вселенского Собора и запрещения более поздних соборов. В целом предполагается невозможным отказаться от него в ближайшем будущем.

15. С кем теперь Братство Св. Германа?

Братство Св. Германа ушло из РПЦЗ, когда против его игумена о. Германа (Подмошенского) были выдвинуты обвинения (канонические) членами его общины и духовными детьми, и когда он отказался ответить на эти обвинения. Он перешёл под омофор митрополита Панкратиоса, <...> сомнительной репутации. Епископ Панкратиос не имеет связи с греческими церквями старостильников.

16. Сослужения с новостильниками?

<...> Cослужения с духовенством православных церквей, причастных экуменизму, не имеет места.

17. Позиция по отношению к разным юрисдикциям старостильников?

РПЦЗ горько разочаровалась неудачей её попытки внести мир и единство в продолжающиеся раздоры группировок греческого движения старостильников и фанатизм некоторых из них сделал тщетными её попытки посреднической деятельности между ними. Поэтому, не было официального общения между нашими иерархами и клириками с тех пор, как это решение было принято в конце 1970-ых гг. Миряне из греческих старостильных юрисдикций допускаются нами к чаше, но примеры сослужения, если и имели место, то как исключения из правила. РПЦЗ поддерживает тесные (хотя неофициальные) связи с иерархами Архиепископа Хризостома Афинского. Нет общения с матфеевцами с тех пор, как последний митрополит Каллистос Коринфский вышел из их юрисдикции по причине их непримиримого и провакационного отношения к нам.

18. Почему позволена экуменическая деятельность духовенству?

Наша Церковь не одобряет участие в экуменическом движении. Были, однако, прискорбные примеры, когда тот или иной священник опрометчиво, вовлекался в ситуацию, порождающую скандал. Поскольку клирики в этом вопросе действовали по незнанию или по недопониманию значения своих действии, то эти случаи разбирались их епископами частным образом. Наше духовенство не поддерживает и не принимает "теорию ветвей" Церкви. Нет тех, кого отцы Церкви сочли бы еретиками. Следует помнить, что подобные нарушения нашего общего принципа могут иметь место внутри Церкви время от времени, не становясь причиной лишения Её благодати, в особенности, если епископы противостоят экуменической деятельности.

Печать Синодальная.

Подпись епископа Илариона.

Свои отзывы, замечания и также новые интервью или тексты выступлений прошу присылать мне на адрес narrow-way@yandex.ru

© Слово архипастыря 2012

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz