"Мистическое, таинственное Тело Иисуса Христа – это Святая Церковь, которая объединяет всех Православных всего нынешнего мира, прошлого и даже будущего."
Беседа с Епископом Манхеттенским Иеронимом

В среду 3 марта, последний день пастырского совещания, корреспондент епархиальной пресс-службы, чт. Пётр Лукьянов беседовал с викарным архиереем Восточно-Американской епархии, Преосвященнейшим епископом Манхэттенским Иеронимом о епархиальной жизни, о пастырском съезде для духовенства и их супруг и об отношениях с Православной Церкви в Америке.

- Владыка, какие у Вас впечатления о пастырском говении и о совещании, которые только что закончились?

- Я говорил в начале съезда, что у нас проблема в разобщённости и это как раз хорошо, когда мы встречаемся, когда мы общаемся, молимся вместе и причащаемся одной Святой Чаше. В особенности хорошо, когда изживаются раны разделения, которые были в Церкви. Например, очень приятно было, что мы посещали вчера Тихоновский монастырь и, что наместник отец Сергий с нами молился сегодня. Также были представлены два монастыря: Святого Креста (Свято-Воздвиженский) и Свято-Троицкий. Очень приятно, что мы чувствуем себя одной семьёй, одной Церковью. Конечно также, что нас так приятно и с любовью здесь приняли. Всё это очень много значит для меня и я уверен, что этот съезд был очень успешным.

 - Какие Ваши впечатления о докладе отца Артемия Владимирова.

- Отец Артемий очень интересно говорит, затрагивая массу тем. Каждое из его предложений, подобным притчам Соломоновым, можно было подробнее разобрать и расписать на эту тему целую страницу.

- А какие впечатления о докладе отца Андрея Псарёва о Владыке Виталии (Максименко)? Вы знали Владыку Виталия?

- Кончина Владыки Виталия была как раз накануне моего вступления в лоно Матери Церкви. Я тогда ещё был отроком. Но я знал многих, кто были близки к нему: Владыка Никон (Рклицкий), Владыка Серафим Чикагский, Владыка Алипий (Гаманович). Все о нём помнят, часто о нем говорят. Так что это тоже очень важно: "Поминайте наставники ваши". Мы должны наши корни и наших учителей и наставников поминать, не забывать.

- Мы знаем, что Вы являлись многие годы секретарём у Владыки Никона. Повлиял ли Владыка Виталий (Максименко) на мировоззрение Владыки Никона и вообще на его пастырское служение?

- Я думаю, что да конечно. Главное влияние – это митр. Антоний (Храповицкий), но вл. Никон тоже очень почитал вл. Виталия. Я помню один разговор, который у нас был давно. Я как-то сказал в одно утро вл. Никону, что мне приснился вл. Виталий. Это интересно потому, что я никогда не видел вл. Виталия, но он мне приснился. Вл. Никон сразу сказал, что вл. Виталий наверное вернулся, что-бы навести порядок в нашей Церкви. Порядок, который был при митрополите Анастасии и владыке Виталии очень много значит. Сейчас мы только стремимся восстановить такой образцовый порядок, который когда-то у нас был.

- Говоря о церковном порядке, расскажите Владыка, чего именно у нас сейчас не хватает с времен архиеп. Виталия? Чему мы могли бы подучиться? Какое самое важное наследие вл. Виталия?

- В то время наша Церковь была строго каноничной, т.е. не только соблюдались каноны, но и каждый знал свое место в Церкви. У нас было послушание. У нас было старание сделать всё, как пологается. Богослужения были всегда чинными. Позже стали страдать в этом отношении и не полностью соблюдать порядок в Церкви вообще. Раньше каждый старался содействовать на благо Церкви. Всё это конечно желательно иметь снова в наше время.

- За последние несколько лет после подписания Акта о Каноническом Общении, весь мир стал больше обращать внимание на Зарубежную Церковь, на наследие Зарубежной Церкви. Как вы считаете, к чему может Русская Поместная Церковь с её архипастырями в России научиться у архиеп. Виталия и Вашего Аввы архиеп. Никона?

- Конечно тот и другой уповал на будущее возрождение духовной России и на то, что будет наконец единая Церковь. Памятно, когда вл. Никон говорил, что даже когда будет примирение, когда будет одна Церковь, одна Патриархия в России, тогда и в Америке будет тоже больше порядка. Это благо будет не только для этнических русских, но и для других в Церкви, для американцев и других принявших Православие. Вл. Виталий, как известно, тоже уповал на это. Несмотря на то, как мы слышали вчера, что это было запрещенно и никто не смел этого делать, вл. Виталий в своё время поминал Патриарха. То, что это не ересь явно по тому, что никто из архиереев замечаний ему не делал.

- К сожалению Влаыка, мы сейчас видим развиваются многие раскольнеческие группы, уходившие из Зарубежной Церкви. Многие из этих групп считают, что наследие наших наставников вл. Филарета, вл. Виталия, вл. Никона было утрачено. "Синод" бывшего вл. Агафангела "прославил" митр. Филарета. Как Вы думаете, если бы живы были архиереи, как митр. Филарет, архиеп. Виталий, и архиеп. Никон, пошли бы они в разкол или были бы согласны с восстановлением единства Русской Православной Церкви?

- Я убеждён, что ни один из них даже не помыслил бы о расколе. Если они были бы живы в наше время, были бы в полноте своих сил, то они мыслили бы подобно покойному митр. Лавру и нынешнему митр. Илариону. Никаких сомнений у меня нет, поскольку я был близок к архиеп. Никону. Также известно, что митр. Филарет завещал свои облачения тому Патриарху, который прославит Новомучеников, что и исполнилось.

- Вчера состоялся исторический визит нашего Первоиерарха митр. Илариона и Вашего Преосвященства и еп. Георгия в Св. Тихвиновский Монастырь (ПЦА). Какое историческое значение имеет это посещение для развития диалога между РПЦЗ и ПЦА?

- То, что мы чувствуем себя одной семьёй, это очень много значит. Когда в Ири (Erie, PA) старообрядческая церковь восстановила священство и вошла обратно в молитвенное общение с Русской Церковью, тогда еп. Даниил, это было 20-30 лет назад, сказал то, что относится и к нашему времени: "Столько времени Русская Церковь была разделена. А сейчас мы восстанавливаем общение то все разбитые частицы, как будто без сучка, без задоринки все сходятся вместе". Тоже самое можно сказать здесь. Посещая этот монастырь, чуствуем, что мы не только когда-то были единой Церковью, но, что мы всё время были единою Церковью. Между нами было только ненормальное, неестественное разделение.

- Cиноды обеих Православных церквей создали комиссии по межцерковному диалогу. Какие по Вашему мнению стоят ещё проблемы или непонимания межды РПЦЗ и ПЦА? Что ещё осталось преодолеть?

- Конечно самое главное это, как мы воспринимаем прошлое. Что было в прошедшем, это очень важно, чтобы с обеих сторон было более точное представление о произшедшем: почему у нас возникли проблемы, какие были социологические проблемы. Как сказано нашим митрополитом: "Основания существовали для этих разделений". Существование этих двух комиссий нельзя сравнивовать с теми комиссиями, которые существовали и существует между РПЦЗ и РПЦ-МП, потому, что всегда было каноническое препятствие. Пока не было найдено решение этих вопросов, тогда не могли иметь взаимного молитвенного общения. А сейчас молитвенное общение есть. Теперь вопрос стоит в том, как удалить багаж прошлого времени взаимного непонимания. Конечно есть отдельные лица, в том числе и среди духовенства, которые еще переживают. Но по-моему это вопрос только времени: привыкнуть и снова смотреть друг на друга, как на братьев по вере.

- Мы знаем, что Вы участвовали в интронизации митрополита Ионы в Вашингтоне, как официальный представитель Зарубежной Церкви и нашей епархии. Нам также известно, что недавно Курская Коренная икона Божьей Матери посетила Св. Тихоновский монастырь. Мы замечаем много сослужений между клириками Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке. Но все же еще не было официального сослужения между Первоиерархом и Предстоятелем двух церквей. Что должно произойти, что бы состоялось такое сослужение?

- Фактически уже было сослужение. Хотя только панихиду сослужили, но можно по интернету увидеть, что Первоиерарх и Предстоять оба были в облачении. Если можно сослужить панихиду, то можно также и Литургию служить вместе. И тот и другой этого желает. Но они только немного стесняются потому, что остатки раскола ещё являются проблемой. Они боятся, что кто-то может соблазниться этим. Это единственная причина. Ни богословских, ни канонических, ни житейских препятствий нет для общего сослужения.

- Мы слышали, что в некоторых епархиях Зарубежной Церкви до сих пор не разрешается сослужение с ПЦА. Есть ли официальное постановление РПЦЗ о общем служении ПЦА и РПЦЗ?

- Официальных постановлений нет, но сослужение не запрещается. Были попытки ввести постановления о запрете, но они не были приняты архиереями. Вообщем никто не может заставить двух свяшенослужителей сослужить, если они не хотят. Бывает ведь, что соседние священники с единой юрисдикции не уважают друг друга и не хотят встречаться и сослужить. Это происходило множество раз в нашей Церкви. Но это канонического значения не имеет.

- После подписания Акта о Каноническом общении, некоторые клирики РПЦЗ считают, что Зарубежная Церковь вступила в каноническое общение только с Московским Патриархатом, а не с Поместными Церквями Вселенской Церкви. Что бы Вы сказали тем священнослужителям, которые не считают себя частью Вселеннской Православной Церкви?

- Если человек не чувствует себя частью Вселенской Православной Церкви, это конечно очень плохо и ошибочно. На Богослужении Вознесения Господня, в сам день провозглашения Акта о Каноническом общении (17 мая 2007 г.) присутствовали и сослужили представители всех Поместных Церквей, кроме кажется Константинопольской Патриархии. С того дня бывают сослужения со всеми священнослужителями Вселенской Православной Церкви.

- Почему так важно быть частью Вселенской Православной Церкви?

- Это важно потому, что мы являемся частью одного Тела. Мистическое, таинственное Тело Иисуса Христа – это Святая Церковь, которая объединяет всех православных всего нынешнего мира, прошлого и даже будущего. Так можно сказать потому, что это всё одно у Господа Бога, одна Церковь. Если мы не считаем, что Церковь едина, то во-первых это просто ошибка, это не факт. А во-вторых, какое тело не имеет кровообращения? Если в одном органе или окончании нашего тела нет кровообращения, тогда это означает гангрена и смерть только этой части. Кроме этого, если считать с одной стороны, что те, которые состоят в нашей Церкви, но не хотят с другими молиться, считая, что они этим как-то сохраняют духовную чистоту более чем остальные, они не могут быть правы по той же причине – они часть того же единого тела. Либо вы правы и такие люди в заблуждении, либо мы в заблуждении и они тоже в заблуждении вместе с нами.

- Как нам известно, РПЦЗ считается одной из самых консервативных Церквей во Вселенском Православии. Как Вы оцениваете роль Зарубежной Церкви в отношении с остальными Поместными Церквями?

- Я знаю, что во всех Поместных Церквях есть такие, которые уважают нас за эту строгость, за наше отрицательное отношение к экуменизму и модернизму. Факт того, что мы снова можем вместе молиться и иметь братский контакт, поддерживает консервативные элементы в остальных Церквях.

- То есть Вы считаете, что нам не стоит отходить от своих корней, а наоборот продолжать свидетельствовать об официальных позициях РПЦЗ?

- Именно так. У меня был такой опыт, когда я раньше был священником в Чикаго и Милуоки. По благословению наших архиереев, я всегда участвовал в межправославных объединениях священников. Это всегда работало именно в нашу пользу. С одной стороны мы видели какие они священники, большой частью православные, такие же священники, как и мы. Они же знакомились с нами и видели, что мы не какие-то фанатики, раскольники, а что мы нормально по православному смотрим на эти тягущии вопросы церковной жизни.

- Владыка, недавно исполнилась первая годовщина Вашей архиерейской хиротонии. Как один из младших архиереев РПЦЗ и как один из новых викарных епископов нашей епархии, как Вы оцениваете епархиальную жизнь за Ваше архиерейское служение?

- Оценить это трудно потому, что я тридцать два года отсутствовал из этих мест, когда я был на приходе в Чикаго и Милуоки. Отрывок времени, который я помню, это когда здесь еще был архиеп. Никон, а в сороковый день по его кончине меня забрал покойный вл. Серафим в Чикаго. С тех пор я только по телефону и через интернет-связи общался, а на деле не встречался ни с кем. Так что трудно судить. Конечно отрадно видеть, что у нас сейчас идёт прогресс, как будто бы изо дня в день положение в общей епархиальной жизни и администрации улучшается.

- Владыка, недавно закончилось заседание Архиерейского Синода. По Вашей инициативе была создана новая комиссия в Синоде. Не могли ли Вы немного рассказать об этой комиссии?

- У нас раньше были переводы, которые были по моему мнению не совсем правильны. Это будет спорным вопросом, но в этом отношении мы делаем некоторые сдвиги, улучшая порядок. Официальное название – Комиссия по Переводам. Дело в том, что раньше все наши переводы исходили из Свято-Преображенского Монастыря, который официально принадлежал раскольнической группе. В этих переводах далеко не всё и всегда правильно было переведено. Это нас связывает потому, что нам надо выпрашивать их разрешение на использование этих переводов. Сейчас мы заканчиваем новый английский перевод Псалтыря, который содержит все песнопения, все молитвы и святоотеческие тексты, которые имеются в славянском издании Псалтыря. Я считаю, что это шаг вперёд по правильному направлению. Надеюсь, что в будующем будет возможность сделать параллельные издания по-славянски и по-английски, которые не только будут удобнее для употребления в церквях, но и которые смогут послужить тем, кто изучает славянский язык.

- Какие Ваши пожелания читателям нашей епархиальной интернет-страницы?

- Я хотел бы пожелать снова то, с чего мы начали нашу беседу – общения. Необходимо чаще общаться, быть ближе, делиться своими вопросами и мнениями, вместе находить ответы на эти вопросы и самое главное находиться ближе к нашей Святой Церкви!

Спаси Вас Господь!

официальный сайт Восточно-Американской епархии, 22 марта 2010

Свои отзывы, замечания и также новые интервью или тексты выступлений прошу присылать мне на адрес narrow-way@yandex.ru

© Слово архипастыря 2012

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz