"Надо идти к Богу"

Интервью с Его Высокопреосвященством, Митрополитом Восточно-Американским и Нью Йоркским ИЛАРИОНОМ

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в храме Христа СпасителяМитрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в храме Христа Спасителя


— Известно, что слова «культура» и «культ» имеют общий корень, что, думается, не случайно, и хочется, чтобы все, что относится к культуре, содержало в себе не только эстетические ценности, но и крепкую духовную основу. Высокая культура не может не быть отражением того духовного богатства, которое заложено Богом в человеке и обществе. Но, к сожалению, в современном мире подавляющее место занимает антикультура, некий антимир, не имеющий ничего общего ни с христианскими ценностями, ни с духовностью. Дошло до того, что многие представители господствующего ныне секуляризованного общества в открытую выступают против христианской символики в общественных местах, на улицах, в школах и других учреждениях. Против христианских святынь совершаются акты вандализма не только на Западе, но и у нас в России.

Что это, по Вашему? Откуда эта ненависть? Отсутствие настоящей культуры, христианского воспитания, потеря нравственных ориентиров, результат идолопоклонства, обмирщения, вседозволенности или все гораздо сложнее?

— Мне бесконечно жалко людей, противодействующих вере и хулящих Церковь. Думаю, что это происходит по разным причинам. С одной стороны, зло активно действует в этом мире и борется с добром, а с другой — мы с вами, как уже было отмечено выше, оказались несостоявшимися христианами. Молюсь о том, чтобы Господь всех хулителей милостивно вразумил и направил и чтобы мы стали добрыми христианами, вдохновляющими других на служение Богу и людям, на искание в Боге спасения от зла и страстей.

Но молиться, конечно, недостаточно. Надо стараться жить и поступать согласно своей молитве. Если мы говорим в своей молитве: «Господи, помоги мне стать добрым», то мы должны активно стремиться к этой доброте.

Вспоминается мне глубоко личная молитва, которую вознёс во время своей архиерейской хиротонии архиепископ Антоний (Медведев), постриженник митрополита Антония (Храповицкого) и преемник по Сан-Францисской кафедре святителя и чудотворца Иоанна (Максимовича). Когда совершалось таинство его епископской хиротонии в 1956 году, его личная Пятидесятница, то он молился о том, чтобы Господь подарил ему сердца пасомых, не для того, конечно, чтобы подчинить их себе, но для того, чтобы привести их ко Христу. Будем молиться, чтобы мы оказались достойными сердец людей, которые еще не пришли ко Христу.

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях РПЦЗ с другими православными общинами в Америке, иными конфессиями. Что можно сказать о миссионерском служении РПЦЗ?

— Среди представителей Поместных Православных Церквей здесь существует огромный интерес к жизни и наследию Русской Зарубежной Церкви. Поэтому контакты, встречи, сослужения, братское сотрудничество и совместные проекты становятся нормой, что премного радует. Ибо это даёт нам возможность делиться тем духовным сосудом, который был передан нам нашими отцами, основоположниками Церкви русского рассеяния, и обогащаться через совместное служение, братское общение и знакомство с жизнью единоверных Церквей.

Что же касается миссионерского служения, то к нам тянутся все, кто ищет традиционного русского благочестия, русской святости. Именно русская святость, подвижники и мученики Русской Православной Церкви, русская культура, которая всяпропитана духовностью Святой Руси, — вот, что привлекает западных людей в наши ряды. Благодаря многочисленным новообращенцам, во всех епархиях образовываются приходские общины, ведущие свою жизнь на местном языке и стремящиеся к русскому благочестию. Существуют и миссионерские обители, в которых подвизаются монашествующие из местных. Главное в нашем миссионерском служении — сохранять это духовное богатство, этот дух Русской Церкви, чтобы, находясь на Западе, служить Отечественной Церкви и щедро делиться с «туземцами». Такова двоякая цель нашего посланничества, пребывания нашей Русской Православной Церкви на неопределённой территории её рассеяния...

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил

— В 2013 году исполняется 400-летие династии Романовых. Известно, что РПЦЗ первой совершила канонизацию Царской Семьи вместе с другими новомучениками и исповедниками в 1981 году. Каково значение этого юбилея в наше сложное время?

— Внимательно слушая Ваш вопрос, вспомнил тех поистине благочестивых, благовоспитанных, культурных, красноречивых, интеллигентных, честных, добрых, верных и преданных подвижников дореволюционной России, оказавшихся на чужбине, с которыми Господь сподобил меня встретиться на путях моей жизни и церковного служения, и которые сильно почитали последнюю Царскую Семью. Как хотелось бы, чтобы русские люди, воспользовавшись этой замечательной возможностью, лишний раз заинтересовались своей историей, погрузились в суть подвига Царственных Страстотерпцев, в дух благородных людей того времени, большинство из которых пострадали или оказались в изгнании.

Через внимательное изучение истории, молитвенное поминовение и погружение в этот дух подвижников дореволюционного времени, которые бесстрашно стояли за всякое русское православное дело, мы, как я верю, сможем удостоиться обновления наших сил для дальнейшего служения в нынешние сложные времена. Пусть предстоящее празднование, после должной подготовки и достойного его проведения, явит себя могущественно, «как таинство странное и преславное», в сердцах и жизни людей Церкви и общества.

— Прошло пять лет со времени подписания Акта о каноническом общении двух частей Русской Православной Церкви и четыре года со времени избрания Вас Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Что изменилось за эти годы в жизни РПЦЗ? Как складываются взаимоотношения РПЦЗ с Московским Патриархатом? Был период, когда в РПЦЗ не хватало священнослужителей, говорящих по-русски. Насколько это актуально на сегодня?

— На мой взгляд, взаимоотношения весьма плодотворно складываются. Бывают, конечно, искушения, ведь только в Церкви Торжествующей абсолютно все благополучно и совершенно. Тем не менее, любые проблемы, возникающие в жизни Церкви и в наших взаимоотношениях, мы стараемся преодолевать в духе братолюбия и взаимопонимания, заботясь в первую очередь о благе Церкви и народа Божия.

Что же касается священнослужителей, говорящих по русски, то не помню такого периода в нашей истории, когда их не хватало. Слава Богу, мы всегда всеми силами старались сохранять русский язык, чтобы служить своему народу, и это доселе удаётся. Например, все предметы в нашей семинарии в Джорданвилле и в приходских школах Русской Зарубежной Церкви преподаются именно на русском языке. Благодарю Бога, что многие из моих собратьев архипастырей и отцов сослужителей застали тех профессоров и богословов Свято-Троицкой семинарии, которые преподавали ещё в дореволюционной России и которые говорили на красивом, литературном русском языке.

Сохраняя русский и церковнославянский языки, наши традиции и обычаи, мы стараемся окормлять не только старых эмигрантов и их потомков, любящих свою историческую Родину, но и новых прихожан, в великом множестве переселившихся из бывшего Советского Союза в страны пребывания нашей Церкви. Дай Бог, чтобы и новые прихожане видели необходимость сохранения своих исторических корней, иначе они лишат себя великого духовного сокровища.

— Как Вы оцениваете процесс духовного возрождения России?

— Процесс духовного возрождения России — это постоянная работа, крестоношение и подвиг. Его необходимо постоянно поддерживать, о нём непрестанно заботиться. Это дело нашей жизни.

К сожалению, приходится наблюдать довольно странное отношение к этому важному процессу со стороны некоторых, считающих, что все уже за вершено и, значит, можно «почивать на лаврах». Не таковым должно быть отношение у нас. Сколько лет разлагалось общество до революции, сколько лет народ провёл под игом безбожной власти, столько же, если не больше, нам надо трудиться над нашим возрождением.

Плодами же трудов своих праведных будем частично наслаждаться здесь, на этой земле, а «истее (то есть более реально) и совершенее», как поётся в Пасхальном каноне, «в невечернем дни Царствия Его».

— Ваше Высокопреосвященство, редакция журнала «К единству!» благодарит Вас за то, что нашли время и ответили на наши вопросы. Желаем Вам доброго здравия и помощи Божией в Вашем многотрудном служении.

Антонина ВЛАСОВА

"К ЕДИНСТВУ!" № 5, 2012

Свои отзывы, замечания и также новые интервью или тексты выступлений прошу присылать мне на адрес narrow-way@yandex.ru

© Слово архипастыря 2012

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz